fbpx


История Айкидо

История Айкидо
Айкидо можно назвать сравнительно молодым боевым искусством. Несмотря на широкое распространение данного стиля в Японии и далеко за ее пределами после второй мировой войны, до сих пор еще нет достаточно полной информации об истории Айкидо.

Издавна боевые искусства (бу дзютцу) были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в схватке с применением подручных средств. В течение многих лет учителя и мастера различных методов боя, часто в условиях риска для собственной жизни, разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уровня искусства.

Под влиянием буддийских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути» (бу до). Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов поведения, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.

После исчезновения класса самураев боевые «искусства» стали боевыми «путями», и им было придано более важное значение — как способам повышения моральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества.

Корни Айкидо
Считается что современное Айкидо основано на Дайто-Рю Айки-Дзюцу. Дайторю возникло в семье императора Сэйва (период правления 858—876 гг. н. э.) и в одиннадцатом веке было в значительной степени развито одним из потомков императора, Синра Сабуро инамото но Ёсимицу.

Благодаря серьезному изучению анатомии человека, — он неоднократно посещал поля сражений и места казни, где осматривал и вскрывал тела погибших воинов и казненных преступников, — Ёсимицу определил, какие удары, захваты, болевые замки на суставы и удержания были наиболее эффективны.
Чтобы постичь тайны айки, или гармонизированной энергии, Ёсимицу часами наблюдал за тем, как самка паука опутывает жертву своей сетью. Более того, он был талантливым музыкантом, и, аккомпанируя танцовщикам на своем сё (тип духового инструмента), он интуитивно постиг природу правильного ритма и плавного перехода от одного движения к другому.

Ёсимицу объединил все свои познания в воинском искусстве, которому его обучили члены семьи, а затем передал эту улучшенную и расширенную систему (которая стала известна под именем «Дайторю», по названию одной из его резиденций) своим сыновьям.

В дальнейшем традиция Дайторю Ёсимицу при полной секретности передавалась последующим поколениям семьи Такэда. Вплоть до девятнадцатого века — пока гений воинских искусств, Сокаку Такэда, не начал преподавать Дайторю публично — искусство оставалось совершенно не известным широкой общественности.
Сокаку считается тридцать пятым Великим Мастером традиции Дайторю, идущей от Куницугу Такэда. В дополнение к системе Дайторю, Сокаку изучал множество других воинских искусств и приобретал непосредственный опыт уличных боев по всей стране. На рубеже веков Сокаку начал преподавать систему Дайторю — которая к тому времени уже включала некоторые новые элементы, введенные им самим, — избранным группам военных офицеров, полицейских чинов и аристократов.

Сокаку базировался в отдаленном районе северной Японии, но периодически совершал вылазки в Токио и на запад Японии. В ходе своих путешествий Сокаку побеждал всех, кто бросал ему вызов. Говорят, что тридцать тысяч мастеров воинских искусств получили наставления лично у самого Сокаку.

О’Сенсей — основатель Айкидо
Самым выдающимся учеником Сокаку Такеды был Морихэи Уэсиба. Уэсиба-Сэнсей (также известный как О’сенсей), человек редких способностей, добавил к школе Дайто основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы и по праву считается основателем современного Айкидо.

 Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот иен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом школы Дайто–Рю (обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками).

Для осуществления своей задачи Уэсиба выбрал боевые искусства и начал заниматься ими с поразительным рвением и упорством. Говорят, что он изучил множество видов боевых искусств, в том числе и каратэ-до. В 13 лет Уэсиба начал заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токасобуро, наставника школы Кито. По совету своего учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках.

Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба в поисках сильнейших мастеров обошел всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, познавал их тайны и снова отправлялся в путь лишь после того, как побеждал очередного учителя. Параллельно Уэсиба постигал секреты кэндо (кэн-дзюцу) и фехтования на копьях (со-дзюцу) у знаменитого мастера школы Ягю, Накаи Масакацу. В дальнейшем, при создании айкидо, умение владеть мечом и копьем обогатило комплекс приемов этого вида борьбы.

Морихэй Уэсиба был последователем Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряжённые физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В 1919 году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.

Создав айкидо, Уэсиба долгие годы держал его в секрете, посвятив в тайну лишь нескольких избранных. И во всеуслышание объявил о его существовании лишь в 50-х годах, посчитав, что айкидо откроет новый путь сломленному и побежденному народу, утратившему веру и идеалы, находящемуся на грани катастрофы. Уэсиба искренне верил в огромные потенциальные возможности айкидо, более того, он писал, что оно предназначено не для группы людей, не для одного народа, а для всего человечества.

Многие годы Уэсиба-Сэнсей учил и руководил школой в Вакамацу-тё в Токио. В возрасте около 80 лет он все еще сохранял свою боевую активность. Школа Уэсибы Айкидо Хонбу сейчас работает под руководством его сына Киссёмару Уэсибы, который достиг большого успеха в распространении Айкидо в Японии и за ее пределами.

Годзо Сиода – основатель стиля Есинкан
Пожалуй, одним из самых выдающихся учеников Уэсибы был Годзо Сиода, внесший большой вклад в увеличение популярности Айкидо после войны.

Отец Годзо Сиоды был известным врачом-педиатром и верил в огромную пользу занятий боевыми искусствами с раннего возраста для гармоничного развития тела и духа человека. Поэтому часть своего дома он отвел под додзё, которое назвал Ёсинкан (Yoshinkan: «Yo» — развитие; «Sin» — Дух или Бог; «Kan» — дом, место; таким образом Ёсинкан — место для развития, совершенствования духа) и в котором его студенты стали заниматься дзюдо под руководством приглашенных сенсеев. Годзо Сиода в детстве был очень болезненным ребенком, и отец стал активно поощрять его к занятиям дзюдо.Тренировки закалили Сиоду, и к моменту обучения в старших классах он получил чёрный пояс по дзюдо. Стоит отметить что помимо дзюдо, Годзо проявлял интерес к Кэндо.

23 мая, 1932 года, в 5 часов утра Сиода Годзо прибыл в «Уесиба додзё». После всех формальностей Уесиба Сэнсей приступил к демонстрации. Имея неплохой опыт в кендо и дзюдо, молодой Сиода скептически отнесся к чистым, сдержанным техникам, которые он увидел. Почувствовав такое отношение, Уэсиба предложил ему атаковать и, в мгновение ока, молодой человек оказался на полу, потирая голову, после неудачной попытки ударить ногой.

Дзюдо Сиоды оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1932 г, потрясенный Годзо в возрасте 17 лет поступил в школу, известную как Дзигоку, или «дьявольская». Тренировки в додзё Уэсибы были очень жесткими, за что школа и получила своё прозвище. В то время 39-летний Морихэи Уэсиба был на вершине своих возможностей. Сиода был принят в качестве «учи-деши» (ближний ученик, последователь) «Кобукан додзё». В то время ближние ученики вставали в 5 часов утра и занимались до 9 вечера. При всей жесткости условий поступить в «Кобукан додзё» можно было лишь при хороших рекомендациях.

После окончания университета Сиода в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Большую часть военного времени Сиода провел в Китае, попав сначала в Пекин в качестве адъютанта генерала Сюнроку Хата, и много раз находился на волосок от смерти. В автобиографии Сиода увлекательно описывает это время.

В 1946 году, когда окончилась война, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихэя Уэсибы — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь додзё своего отца. Сиода предпочел сохранить эффективные методы единоборства, которые изучал до войны. В последствии, Школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью, хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью техники.

Вначале 50-х Годзо проводил презентации во многих отделениях полиции. На первой послевоенной демонстрации Японских воинских искусств в 1954 году, Сиода был удостоен награды за «Выдающуюся демонстрацию» после чего, поддерживаемый людьми из финансовых и политических кругов, основал Ёсинкан додзё.

В 1961г Морихей Уэсиба оценивает заслуги и уровень Сиоды Годзо высшей степенью в айкидо — 9 дан. В тоже время, в Ёсинкане усиливаются различия с Айкикаем, который возглавляет Киссёмару Уесиба. Сиода придерживается эффективных техник Айкидзюцу, которым учил до войны Уесиба и не приемлет перехода к «мягкому» Айкидо.
Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими, как Японская Королевская Семья, Принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США.

Кеннеди был представлен Годзо Сиода Ясухиро Накасонэ, который затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из очень крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.

В 1984 году Международной Федерацией Боевых Искусств был признан выдающийся вклад Сокэ Годзо Сиоды в развитие японских боевых искусств и, в частности, айкидо, которая присвоила ему почетный 10-ый дан и звание Мэйдзин – Великий Мастер.

В 1989г. при поддержке Фрэда Хайнеса, Жака Пойе, Марка Беккера, Тсутому Чида, Ясухиса Сиода и Хитоши Накано, Сиода Сенсей начинает работать над созданием International Yoshinkai Aikido Federation (IYAF). В 1990-1991г. IYAF была сформирована.

Позже Шиода был признан лидерами всех воинских искусств и награжден званием «Му-Дан» (вне Данов) и также признан Культурной Ценностью Японии.
Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими, как Японская Королевская Семья, Принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США.